Четверг, 25.04.2024, 19:53

Приветствую Вас Гость

ООО"Формат"

Автожир


Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Автожиры также отличаются от гиродинов и винтокрылов (конвертопланов), которые обычно имеют дополнительный привод от двигателя к роторному винту, позволяющий им использовать как режим авторотации, так и режим вертолётного полёта. На больших скоростях их роторная система действует сходным с автожиром образом (в режиме авторотации шага), обеспечивая только подъёмную силу, но не тягу. Можно сказать, что винтокрылы занимают промежуточное положение, сочетая в себе качества автожиров и вертолётов.

Автожиры изобрёл испанский инженер Хуан де ла Сиерва в 1919 году, его первый автожир совершил свой первый полёт 9 января 1923 года.

Основное развитие теория автожиров получила в 1930-е. С изобретением и массовым строительством вертолётов популярность автожиров сильно упала, однако они вполне популярны в сфере экономичной лёгкомоторной авиации.

Свойства

Большинство автожиров не могут взлетать вертикально, но им требуется гораздо более короткий разбег для взлёта (10—50 м), чемсамолётам. Практически все автожиры способны к вертикальной посадке, к тому же эти аппараты способны висеть при сильном встречном ветре. Таким образом, по маневренности они находятся между самолётами и вертолётами, несколько уступая вертолётам и абсолютно превосходя самолёты. Наглядные видеопримеры возможностей автожиров: [1]

Автожиры, в некотором отношении, превосходят самолёты по безопасности полёта. Самолёту опасна потеря скорости, он сваливается в штопор. Автожир при потере скорости начинает снижаться. При отказе мотора автожир не падает, вместо этого он опускается (планирует), используя эффект авторотации. (Несущий винт вертолёта при отказе двигателя также переводится в режим авторотации.) Пилот может в полной степени управлять направлением снижения, используя все системы управления автожиром. При посадке автожиру не требуется посадочная полоса, что тоже важно для безопасности полёта, особенно при вынужденной посадке в незнакомом месте.

Скорость автожира сравнима со скоростью лёгкого вертолёта и несколько уступает лёгкому самолёту. По экономичности они незначительно превосходят[источник не указан 189 дней]вертолёты. Типичные автожиры [2] [3] [4][5]летят со скоростью до 170 км/ч (рекорд 207,7 км/ч), а расход топлива составляет 15 л на 100 км при скорости 120 км/ч. Таким образом, по скорости и экономичности автожир напоминает автомобиль, с той разницей, что не застревает в пробках.

Ещё одним их преимуществом является широкий обзор и гораздо меньшая, чем в вертолётах, вибрация, что делает их очень удобными для аэрофотосъёмок, видеосъёмок и наблюдения.

Большинство автожиров одно- и двухместные; и в мире есть и трёхместные модели — российский автожир «Охотник-3», выпускающийся научно-производственным центром Аэро-Астра-Автожир, и автожир А-002, серийно выпускающийся ИАПО «Иркут». При скорости ветра более 8 м/с взлетает с места, в штиль нужен разбег до 15 м.

Самыми массовыми в последние годы стали автожиры немецкой компании Autogyro Gmbh. Начиная с 2003 года выпуск этих аппаратов быстро увеличивался и сейчас составляет более 300 машин в год. Автожир MTOsport этой компании - двухместный открытый тандем с развитым обтекателем, обладает прекрасной маневренностью. А модель Calidus с закрытой кабиной при крейсерской скорости 140-160 кмч является на сегодня лучшим для маршрутных и туристических полетов.

По расположению маршевого винта автожиры делятся на 2 типа- с тянущим винтом (исторически первые аппараты) — и с толкающим винтом, наиболее распространенные в настоящее время. Преимущества схемы с тянущим винтом- лучшее охлаждение двигателя за счёт обдува винтом, и несколько большая безопасность при аварии с ударом носовой частью (в схеме с толкающим винтом при такой аварии двигатель, расположенный за кабиной, может завалиться вперёд и травмировать пилота). В то же время, в схеме с толкающим винтом лучше обзор из кабины. У обеих схем есть и другие присущие им преимущества и недостатки.

Специальные свойства

Некоторые автожиры способны к прыжковому взлёту. При этом лопасти несущего винта ставятся горизонтально, винт раскручивается, а затем его лопасти поворачиваются. Взлёт происходит по вертикали. Осуществление такой схемы требует значительного усложнения конструкции втулки ротора, поэтому автожиры с прыжковым взлётом мало распространены.

Многие автожиры оснащены предварительной раскруткой ротора. В этом случае ротор раскручивается до начала разбега автожира (через передачу от маршевого двигателя или от отдельного привода). Предварительная раскрутка значительно сокращает длину взлётного разбега автожира.

Время Московское
Статистика